А

Аббатство Всех Людей — главенствующая антирелигиозная организация (орден) Империи Солавинд, учреждённая для борьбы с ересью.

Альн (свальб. "локоть") — основная мера длины ткани, а также земельная и строительная мера. В зависимости от фюлька варьируется от 62 до 64 см.

Ара́ния — юго-восточное королевство в составе Империи Солавинд. Коренное население — аранийцы. Природа и климат по большей части напоминают Шотландию. Дом монархов Арании подчинён императорскому дому Солавинда.

Б

Блуждающие духи — духи, не имеющие вместилища и, следовательно, физического воплощения.

В

Валькирии (свальб. "выбирающие убитых") — особый вид духов умерших. Валькириями изредка становятся воительницы, верные своему ремеслу даже после смерти. Будучи стражем или духом оружия, валькирия способна вернуть своего заклинателя к жизни.

Вальфрейя — богиня красоты, любви и плодородия, покровительница домашнего очага.

Варгри́мы — жестокие полувеликаны в полтора человеческих роста, предки людей. Они отреклись от других богов, выбрав служение Тёмному.

Великие духи —  гости из другого мира, наиболее близкие к богам могущественные сущности. Как правило, это высшие элементали стихий и первые духи животных, давшие начало всем существующим ныне видам. Великого духа нельзя призвать на службу.

Великий раскол —  раскол древнего сверхконтинента Эттланда, от которого на Свальбарде традиционно ведётся летоисчисление.

Верховный смотритель — глава антирелигиозного ордена Аббатство Всех Людей.

Верховный шаман Свальбарда — см. Совет старейшин.

Вестлиди (свальб. "странник запада") — высший элементаль воздушной стихии, владыка западного ветра.

Вильгельми́на I — царствующая императрица Солавинда.

Ви́нстер — крупнейшее королевство в составе Империи, её географический, политический и экономический центр. Климат по большей части напоминает Британские острова. Императорскому дому Винстера подчинены все прочие монархии Солавинда.

Ви́ра — мера наказания, выраженная во взыскании с виновника денежного возмещения за совершённое преступление.

Воин — один из игровых классов, доступный нордлингам Свальбарда.

Ворвань — растопленный жир, добываемый из сала морских млекопитающих (китов, тюленей, моржей). Используется как топливо для освещения, в производстве мыла, взрывчатки, а также употребляется в пищу.

Во́тан — верховный бог в мифологии нордлингов, олицетворение всепроникающей, всеодухотворяющей мировой силы, хозяин Небесного Чертога, знаток рун, покровитель героев, шаманов и мудрецов.

Г

Гангульв Бродячий Волк — тёмный шаман из проклятого клана Хладовея, склонивший соплеменников к предательству и отрицанию привычного миропорядка. Ныне предводитель проклятых нордлингов и верховный шаман культа Тёмного.

Гарм — хтоническое чудовище, внешне похожее на гигантского волка. Был создан богиней Хель для охраны земель Стылой Долины и врат в загробное царство.

Гренсенфред (свальб. "Граница мира") — величайшая по протяжённости горная система Свальбарда, простирающаяся вдоль его северных окраин, которой, согласно мифу о творении мира, боги оградили Хельверден от первобытного хаоса.

Громовержье — легендарный город инеистых великанов, затерянный высоко в горах Гренсенфред.

Д

Джейрвиф (свальб. "Дама Копий", "Обручённая с копьём") — королева валькирий, одна из великих духов Свальбарда.

Духи — изначально бесплотные существа, древние спутники небожителей. Среди них выделяются духи природы, элементали и духи предков, первыми из которых стали родоначальники семи кланов Свальбарда.

Духи-стражи — заключены в тотемы и служат шаманам нордлингов в качестве постоянной охраны, спутников или посредников между мирами. Часто стражем становится дух тотемного животного клана, в котором рождён заклинатель. Многие шаманы тяготеют к низшим элементалям своей стихии.

Духи оружия — духи, помещенные в священное оружие шаманом-кузнецом. Служат воинам нордлингов в качестве постоянной охраны, боевых товарищей или верных советчиков в бою. Часто духом оружия становится дух павшего воина, не желающего отказываться от прижизненного ремесла, но вполне возможны и другие варианты.

Духовное совершенствование — последовательное развитие шаманского дара.

З

Загробники — озлобленные духи умерших, неприкаянные или проклятые.

Заклинатель — шаман или воин, принявший службу духа или нескольких духов.

Зимний Чертог — центральный фюльк Свальбарда, которому покровительствует Вотан.

И-Й

Изумрудный Фьорд — фюльк, которому покровительствует богиня Вальфрейя. Расположен на юго-западе Свальбарда.

Империя Солавинд — южное федеративное государство с элементами конфедерации, состоящее из пяти объединённых королевств. См. Солавинд.

Инеистые великаны — первые дети богов, изваянные по их образу и подобию; древнейшая, перворожденная и самая загадочная раса Хельвердена.

Йотунвар — столица варгримов. Неприступная каменная цитадель, расположенная в землях Изумрудного Фьорда у истоков Смарагд-фьорда.

К

Калаа́ни — один из великих духов Хельвердена, самый знаменитый и самый могущественный высший элементаль водной стихии. Калаани известен как дух, некогда преобразивший моржовье племя и создавший расу хвалроссов.

Касте́ль — северо-восточное королевство в составе Империи Солавинд. Коренное население — кастельцы. Климат по большей части напоминает Испанию, в рельефе преобладают высоты. Дом монархов Кастеля находится под контролем императорского дома Солавинда.

Квасиры — мелкие проказливые существа, любители выпивки, склонные жестоко подшучивать над пьяницами и теми, кто забыл меру в употреблении горячительных напитков.

Кле́риан — юго-западный архипелаг Солавинда и наиболее изолированное королевство Империи. Коренное население — клерианцы. Климат по большей части напоминает Тасманию, рельеф гористый. Дом монархов Клериана подчинён имперскому дому Солавинда.

Конунг — верховный правитель нордлингов, вождь над вождями. Термин соответствует понятию король.

Конунгова Правда — основной свод законов Свальбарда, определяющий в частности порядок решения споров, передачи власти, свершения мести и взыскания виры за убитого родича, наказание за воровство, предательство и многое другое.

Кракен — мифическое морское чудовище гигантских размеров, головоногий моллюск, созданный Ньёрдом для охраны глубин и покарания повинившихся перед богом морей.

Крепость Штормов — крупная переселенческая колония Солавинда, расположенная на острове Скэйнморк (Скала Тёмного) у южных берегов Свальбарда.

Культ Странника — тайное сообщество людей на территории Империи Солавинд и её колонии, почитающих Странника, а также группа современных верований, характеризующихся ритуалами, посвящёнными сверхъестественной силе, воплощённой в Страннике. Наиболее распространён на архипелаге Клериан. Культ Странника на Солавинде официально запрещён и считается ересью, а его приверженцы и маги преследуются по закону. См. Странник.

Л

Ледяные варгримы — обитатели северных районов Свальбарда (Стылая Долина, Штормовое Взморье и крайний север), весьма агрессивны и подчас нападают даже на собственных братьев, проживающих южнее.

М

Маг — один из игровых классов Свальбарда, доступный южанам и колонистам Крепости Штормов.

Мани — великий дух природы; персонификация луны, согласно мифам, управляющая ходом звёзд на ночном небосклоне.

Моде́ра — самое северное королевство, входящее в состав Империи Солавинд. Коренное население — модерцы. Климат по большей части напоминает Мексику. Дом монархов Модеры находится под контролем императорского дома Солавинда.

Н

Небесный Чертог — один из четырёх космогонических миров; обитель богов, воплощение будущего и вечной счастливой жизни, загробное царство героев и храбрецов.

Нидхёгг — один из легендарных древнейших драконов, чёрный змей, который подгрызает один из корней Свальдрасиля в попытке помочь Тёмному.

Ноатун (Корабельный Двор) — столица Свальбарда.

Нордвин — великий элементаль воздушной стихии, владыка северного ветра, повелевает морозом, сыплет ледяными дождями и без жалости обрушивается на тех, кто посмел бросить вызов богу Ньёрду.

Но́рдлинги — самоназвание коренных жителей Свальбарда. Считается, что нордлинги, как и жители южного континента, являются прямыми потомками варгримов.

Ньёрд — бог морей и океанов, покровитель мореплавателей и корабелов, повелевает ветрами, прядёт туманы и ревностно бережёт подводные сокровища, вздымает волны и рождает неукротимые зимние шторма, имеет власть над огнём, покровительствует рыболовству и охоте на морских животных.

П

Пересотворение — сложный и опасный ритуал, завершающий традиционную инициацию шамана. На данный момент единственный способ заручиться покровительством духов.

Пра́удвелл, Джералд — барон, солавиндский мореплаватель, маг и тайный последователь культа Странника, в 1512 году открывший морской путь к берегам Свальбарда и первым ступивший на его земли. Джералд Праудвелл остаётся культовой личностью как в истории географических открытий, так и в среде последователей культа Странника.

Призыватель — опытный шаман, способный призвать блуждающего духа на службу и дать ему искусственное вместилище (оружие или тотем). Чаще всего в роли призывателей выступают шаманы-кузнецы. В случае с призывом духа-стража призыватель также становится заклинателем.

С

Сва́льбард — северный континент, который омывают воды Гибельного, Туманного и Великого Южного океанов. Коренное население — нордлинги. Свальбардом называют также часть света, состоящую из материка Свальбарда и прилегающих к нему островов и шхер.

Свальдрасиль —  Мировое дерево в системе верований нордлингов, объединяющее четыре космогонических мира. Также реально существующее гигантское дерево (предположительно, секвойя), произрастающее на территории Седого Бора и являющееся объектом поклонения. Согласно легенде, в тот день, когда падёт Свальдрасиль, подрубленный священным кинжалом Тёмного, настанет конец всем мирам упорядоченного сущего.

Свартмуннхейм — богатый фюльк на юге Свальбарда под покровительством бога Тунараза.

Священное оружие — см. Духи оружия.

Седой Бор — фюльк на юго-востоке Свальбарда, которому покровительствует богиня Скади.

Сейд — необычное природное место, отличное от остальных участков окружающего ландшафта. Сейдом может быть пень, озеро, дерево, чаще — крупные камни необычной формы. Сейды считаются местами соприкосновения мира людей и мира духов, проводниками природных и магических сил.

Скади — отважная богиня живой природы, покровительница охотников, следопытов и инеистых великанов Свальбарда. Её стрелы бьют без промаха и могут поразить даже бога.

Скади́ры (сыновья тумана, так-харик, бродящие в тумане, туманные ходоки) — грозные морские разбойники, внешне похожие на утопленников, которые скитаются по морям и океанам, нападают на корабли и совершают налёты на прибрежные поселения. Предположительно считаются родичами варгримов, но не подчиняются ни тэну, ни королю варгримов. В служении Тёмному также не заинтересованы.

Скала Тёмного — название острова Скэйнморк, расхожее среди подданных Империи. См. Скэйнморк.

Скэйнморк (Скала Тёмного) — крупный остров у южного побережья Свальбарда. Согласно легенде, много веков тому назад на него снизошёл угрожавший миру бог-отступник и расколол на части некогда единый континент. Среди нордлингов остров считается проклятым, поэтому не был заселён до прибытия экспедиции южан. В наше время на острове расположена колония Солавинда Крепость Штормов.

Смотрители — вооружённые служители Аббатства Всех Людей, в числе прочих выполняющие функции инквизиции.

Совет старейшин — это совещательный орган, состоящий из мудрейших и могущественнейших шаманов Свальбарда, выполняющий роль своеобразного правительства и осуществляющий религиозные функции. Совет старейшин возглавляет Верховный шаман Свальбарда. Подчиняются только конунгу.

Солавинд — северный континент, омываемый водами Великого океана, и располагающееся на нём федеративное государство Империя Солавинд. Солавиндом называют также часть света, состоящую из материка и прилегающего к нему архипелага.

Староста — глава поселения на Свальбарде.

Старейшина — 1. Глава рода на Свальбарде. 2. Наиболее могущественный и опытный шаман, член Совета старейшин.

Странник — великий дух, покровитель жителей Солавинда, даровавший магическую силу людям южного континента и шестьдесят лет назад открывший им морской путь к берегам Свальбарда.

Стылая Долина — крупный фюльк на северо-западе Свальбарда под покровительством богини Хель.

Суннар — великий элементаль воздушной стихии, владыка южного ветра, повелевает грозами.

Сэд — погребальный пир.

Т

Тайная Канцелярия — орган политического сыска и суда в Империи Солавинд, обладающий огромными полномочиями и использующий широкую сеть шпионов и осведомителей.

Тан — правитель поселения варгримов, фактически наместник короля.

Таумо́рн — столица Империи Солавинд.

Тёмный — бог-отступник, предавший остальных богов, поддавшийся силам хаоса и ныне заключенный в темнице в бездне хаоса. Вооружён священным кинжалом, им он рассекает ткань мироздания, чтобы впустить в мир кошмары, а со временем и самому вырваться из узилища. Настоящее имя — Хведрунг.

Тинг — народное правительственное собрание, состоящее из шаманов и воинов, имеющее законодательные полномочия, обладающее правом избирать конунга или ярла и решать споры свободных людей Свальбарда.

Тунараз — бог грома и молний, властитель металла и пламени кузнечного горнила, покровитель битв, отважных мужей, воинов и кузнецов. Он возвёл горы и закалил земную твердь, наполнив её недра сверкающими самоцветными богатствами, минералами и рудой.

Ф

Фюльк — область Свальбарда, управляемая ярлом и находящаяся во владении одного из кланов нордлингов. Всего фюльков шесть — по числу официально существующих ныне кланов.

Х

Хва́лроссы — древняя моржеподобная раса существ с грузными толстокожими телами и крупными бивнями. Хвалроссы — суровый, но мирный народ, существующий за счёт рыбалки и китобойного промысла.

Хведрунг — см. Тёмный.

Хель — богиня смерти и справедливого отмщения, хозяйка загробного мира.

Хельве́рден — самый молодой из четырёх космогонических миров; мир людей, населённый также другими разумными расами.

Хельхейм — один из четырёх космогонических миров; подземное царство богини Хель, мир страшных чудовищ и умерших, несущих наказание за прижизненные грехи.

Хирд — боевая дружина, подчинённая конунгу или ярлу. Как правило, дружинники-хирдманны полностью повинуются своему вождю, представляя собой подобие семьи.

Хирдманн — дружинник. См. Хирд.

Хладовей — не существующий ныне фюльк, в незапамятные времена пользовавшийся покровительством падшего бога Хведрунга. Население Хладовея было по большей части уничтожено во время войны кланов, выжившие — изгнаны в ненаселённые льды, а территорию фюлька поделили между собой Стылая Долина и Штормовое Взморье.

Хэсти — общее название полумифических лошадей, к числу которых относится несколько различных видов: кошмары, келпи, лошадь Хель и многие другие. По своей природе они схожи с элементалями и представляют собой наполовину живую материю, наполовину стихийную силу. Хэсти в большинстве своём враждебны человеку, смертельно опасны в бою, невероятно быстры, а о их преданности слагают легенды.

Ц

Цверги — перворожденная раса низкорослых и темнокожих существ, сотворённых богом Тунаразом для поддержания жаркого пламени в глубинах земных недр. Цверги — искусные кузнецы, оружейники и ювелиры, обладающие магическими знаниями и владеющие волшебством.

Ш

Шаман — один из игровых классов, доступный нордлингам Свальбарда.

Штормовое Взморье — северо-восточный фюльк Свальбарда под покровительством бога морей Ньёрда.

Э

Элементали (духи стихий) — самые могущественные из духов, именно они даруют свою силу и своё благословение шаманам нордлингов, помогая им идти дорогами духов, воевать, исцелять смертельные раны. Существует четыре типа элементалей: земли, огня, воды и воздуха.

Эстальд (свальб. "восточный властелин", "правитель востока") — великий элементаль воздушной стихии, владыка восточного ветра, самый сильный из братьев, призывает смерчи и гигантские вихри.

Эттланд — изначальный сверхконтинент, позже расколотый Тёмным на Свальбард и Солавинд.

Я

Ярл — титул в иерархии нордлингов, стоящий ниже конунга по статусу, племенной вождь, верховный правитель одного из шести фюльков Свальбарда. Термин соответствует понятию герцог.