Свальбард

Объявление


art du heilur, странник! Пусть холод и дикие звери не тронут тебя. Добро пожаловать на Свальбард, в мир сказочных фьордов, полярного сияния, бушующих стихий и могущественных северных духов. Мужчины здесь крепки и суровы, а женщины прекрасны, как заря на снегу (но упаси тебя боги обидеть одну из них — мало не покажется). Здесь найдёшь ты долгожданный приют после долгого пути и дом, где тебе всегда будут рады!
Форум корректно отображается в браузерах Mozilla Firefox и Google Chrome.

Рейтинг Ролевых Ресурсов - RPG TOP
Куда я попал? Сюжет Правила Гостевая Карта Свальбарда Список персонажей Занятые внешности Акции
Rollo ...
Вопросы по миру игры, скрипты, CSS и HTML; тех. часть, связи с общественностью. Наставник воинов.
459131232 Ролло Гудмундссон
Emily Attano ...
Специалист по технической части, компьютерный гений и идейный вдохновитель.
3-й Контент
Апрель-май 1574 года
Снежная зима сменилась дождливой весной. Грозы гремят над южными фюльками, а на севере по-прежнему завывают метели. В низинах и над побережьем стелются таинственные изумрудные туманы.
...
бит конунг Гудмунд Мудрый. Его сыновья готовы перевернуть Свальбард в поисках убийцы. Трон в Ноатуне пустует и, чтобы не допустить хаоса, бремя власти временно принимает на себя Верховный шаман Свальбарда.
Колонисты Крепости Штормов ожидают корабль с материка, с которым должны прибыть и новые поселенцы, но главное — запас провизии, которой едва хватает после суровой зимы.
В Арании, по слухам, зреет новый заговор против Винстерского императорского дома.
2-й Контент
3-й Контент
Игрок месяца: Эпизод месяца: Активисты месяца:
... ... ...

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Свальбард » Мир игры » Энциклопедия Свальбарда


Энциклопедия Свальбарда

Сообщений 1 страница 15 из 15

1

.
Содержание

1. Мировое древо
2. Космогония: миф о творении Хельвердена
3. Хронология
4. Общественный строй и законы Свальбарда
5. Кем быть, или сферы деятельности жителей Свальбарда
6. Торговля и промысел нордлингов
7. Быт и традиции нордлингов
    Религиозный культ
    Шёпот Тёмного
    Письменность и литература
    Вооружение и броня
    Одежда и аксессуары
    Татуировки
    Питие
    Положение женщины
    Дети
    Домашний скарб
    Уровень развития цивилизации
    Добыча огня
    Кузнечное дело
    Валюта
    Корабли и мореплавание
    Сухопутный транспорт
    Приручение животных
8. Погребальный обряд и традиции захоронения
9. Имена нордлингов
10. Жилища и архитектура
11. Пища и питьё
12. Брачные обряды
13. Свальбардские праздники
14. Полезные ссылки и книги онлайн

0

2

.
Мировое древо
[float=left]http://forumfiles.ru/files/0017/32/92/65719.png[/float]огласно верованиям северян, семеро богов-демиургов во главе с Вотаном последовательно создали четыре космогонических мира, которые с давних пор объединяет между собой огромное Мировое древо Свальдрасиль: Небесный Чертог, подземное царство Хельхейм, мир духов и мир людей. Все существа живут в пределах Свальдрасиля. Ветви его стремятся высоко в небеса, а корни уходят в глубокие подземелья.
Небесный Чертог — это обитель богов, воплощение будущего и вечной счастливой жизни, загробное царство героев и храбрецов.
Хельхейм — подземное царство богини Хель, мир страшных чудовищ и умерших, несущих наказание за прижизненные грехи.
Мир духов — колыбель стихий, обитель порождённых богами бесплотных созданий, вечно сопутствующих демиургам.
Хельверден — самый молодой мир, земля людей и прочих разумных рас.
Ветви Свальрасиля раскинуты надо всем мирозданием и определяют его пределы в пространстве, за которыми простирается первобытный хаос.
Наиболее близки друг к другу Хельверден и мир духов. Граница между ними настолько тонка и эфимерна, что духи беспрепятственно могут проникать в мир людей, а шаманы Хельвердена — заглядывать в мир духов.

http://storage6.static.itmages.ru/i/17/0809/h_1502316987_1898120_b7001c8f93.png

0

3

.
Космогония: миф о творении Хельвердена
http://storage5.static.itmages.ru/i/17/0809/h_1502307949_2487209_d22fb75105.gif
[float=left]http://forumfiles.ru/files/0017/32/92/58808.png[/float] незапамятные времена семеро богов-демиургов сотворили в круговерти первобытного хаоса твердь и воды, оградили сущее высокими горами Гренсенфред, что означает "Граница мира", пустили в вечное странствие луну и солнце — так, согласно легенде, зародился мир Хельверден.
Вначале был поднят над водой единый сверхконтинент Эттланд, который боги населили инеистыми великанами, созданными по их образу и подобию. Эти гороподобные исполины безраздельно властвовали на просторах новорождённого мира, заметённого снегом и скованного вековечными льдами. Однако их одиночество было недолгим. Позже боги создали цвергов и отворили врата в мир духов, что всегда и повсюду были спутниками небожителей. Духи под предводительством богини Вальфрейи изменили Хельверден, привнесли тепло жизни в продрогший мир, подготовили его для растений и животных, которых вскоре создала богиня Скади. Цверги же пробудили в земных недрах огонь, который стали использовать для кузнечного ремесла.
Позже один из могущественных водных духов преобразил многочисленное моржовое племя, придав ему человекоподобный облик, даровав разум, рыболовное мастерство и страсть к путешествиям. Так появились хвалроссы.
Варгримы были созданы последними, они же стали прародителями людей. Их многочисленные воинственные племена вскоре расселились по всему континенту.
Закончив творение, боги ушли, возвратились в Небесный Чертог, но возложили на духов обязанность присматривать за новорождённым миром, вовеки оставаясь посредниками между создателями и простыми смертными.

http://s1.uploads.ru/t/KN7w0.png
[float=left]http://forumfiles.ru/files/0017/32/92/47577.png[/float]диный Эттланд раскололся, когда один из богов, позже названный Тёмным, обратился против остальных. Снедаемый безумием и гордыней, мятежный бог возвратился в Хельверден, чтобы разрушить творение семерых, пересоздать молодой мир по-своему и тем самым доказать богам, что сила его не знает границ. Предчувствуя катастрофу, духи устремились обратно в свой мир, двинулись к северу кочевники-хвалроссы, чтобы переждать грядущую бурю.
В тот день не стало больше Эттланда. Его южный осколок навсегда уплыл в далёкие тёплые воды. Одинокий остров, позже получивший название Скала Тёмного, остался под пятой у мятежного бога, а две части некогда единого мира разделил Великий океан. Создателям удалось изгнать Тёмного из сотрясаемого катаклизмом мира, но ещё долго не могли они совладать с ним, вынужденные мириться с произволом вероломного отступника.
Южный материк, получивший название Солавинд, отныне писал свою историю с чистого листа: навеки скрылись в горах инеистие великаны, ушли глубоко под землю цверги, до последнего выродились рослые варгримы, и южане давно позабыли своих могучих предков, крепко уверовав в человека и его всевластие. Однако один из великих духов по прозвищу Странник никогда не покидал жителей Солавинда с тех пор, как раскололся первобытный мир. Многие века он с любопытством наблюдал, как развивается новое общество, столь не похожее на своих северных соседей.
Варгримы вырождались и на севере. Вскоре бок о бок с ними свальбардские земли населила раса людей, более слабых, но и куда более изобретательных существ, исцелённых от яростной ненависти своих предков.
Являясь верными последователями семерых богов-демиургов, нордлинги (жители севера) изначально были разделены на семь кланов, поделивших между собой территорию Свальбарда. Однако постепенно следом за богом-отступником взбунтовались и обратились к тьме и дети его клана, и порождённые им духи. Так появились злые духи, чинящие вред людям, и проклятый клан, который совместными усилиями был вскоре побеждён, предан забвению и изгнан в ненаселённые льды на крайнем севере Свальбарда за пограничными горами Гренсенфред, а его владения поделили между собой соседние племена.
Но не бывать победе над последователями Тёмного, если бы не боги, которые в конце концов одолели взбунтовавшегося собрата и заперли его в бездне первобытного хаоса. Искусные мастера из племени цвергов выковали замок без замочной скважины для его узилища, но Тёмный всё же находит способы и оттуда дотянуться до Хельвердена, вспарывая ткань мироздания священным кинжалом, насылая болезни и выпуская на волю чудовищные порождения кошмаров. Говорят, если не помешать ему и вовремя не закрыть брешь в пространстве, Тёмный вырвется из своей тюрьмы и уничтожит творение богов.
Проводником его воли на Свальбарде стал тёмный шаман Гангульв Бродячий Волк из проклятого клана. Он склонил людей к предательству и отрицанию привычного миропорядка, объявив себя самого воплощением одного из великих духов. Сила, которую даёт ему Тёмный, поддерживает жизнь и относительную молодость Гангульва многие столетия подряд, так что и по сей день он, предводитель проклятых нордлингов, живёт и делает всё для нового пришествия своего бога.

0

4

.
Хронология
[float=left]http://forumfiles.ru/files/0017/32/92/23834.png[/float]а Свальбарде, как и в Империи, летоисчисление ведётся от Великого раскола Эттланда. Отсчёт был начат варгримами и продолжен их потомками.
Варгримы были древними племенами, создавшими развитую цивилизацию, предшествовавшую нордлингской и оказавшую на неё большое влияние. Культура нордлингов унаследовала многие обычаи и традиции из культуры варгримов. Примерно в 345 году, вследствие раскола континента, разобщения племён и вытеснения со стороны людей, варгримская империя прекратила своё существование, уступив место отдельным немногочисленным поселениям.

1-345 гг. — раскол сверхконтинента разобщил процветающую цивилизацию варгримов со столицей в крепости Йотунвар, и в этот период воинственные полувеликаны постепенно скатились к варварству
301 г. — начало вырождения расы варгримов, первые случаи рождения у варгримских женщин слабых и очень маленьких детей
345 г. — окончательное падение империи варгримов и разобщение их племён
346-600 гг. — основание на обломках варгримской империи цивилизации нордлингов
398 г. — полное вырождение варгримов на Солавинде
789 г. — первый морской набег нордлингов на прибрежное поселение Солавинда
821 г. — образование кланов Свальбарда
839-848 гг. — политическое объединение свальбардских народов, передел территорий
850 г. — основание Ноатуна, восхождение на трон первого конунга Вальдрика Благословлённого Богами
852 г. — создание Конунговой Правды
1166 г. — безумие клана Хладовея
1167-1257 гг. — война с проклятым кланом, захлестнувшая весь Свальбард и известная как Война Хладовея
1258 г. — окончание Войны Хладовея, изгнание выживших приверженцев Тёмного за пограничные горы Гренсенфред, разделение территорий побеждённого клана между Стылой Долиной и Штормовым Взморьем
1509 г. — смерть предпоследнего ярла Изумрудного Фьорда в почётном поединке с собственными сыновьями и восшествие на престол его внука Вальди Провидца
1512 г. — прибытие мореплавателей Солавинда к берегам Свальбарда
1514 г. — основание Крепости Штормов
1574 г. — глава Совета старейшин Свальбарда Сигюн Ждущая Зиму уступила место Верховного шамана своему преемнику Бренну Ткущему Грозы
19 апреля 1574 г. — убийство конунга Гудмунда Мудрого

0

5

.
Общественный строй и законы Свальбарда
[float=left]http://forumfiles.ru/files/0017/32/92/58808.png[/float]ерховным правителем Свальбарда является конунг, что соответствует понятию король. Конунг исполняет судебную и военную функции, в то время как жреческая принадлежит Верховному шаману.
Для того, чтобы вступить на престол, требуется одобрение народа. Все сыновья предыдущего правителя и люди достаточного происхождения могут добиваться титула конунга.
Конунг традиционно возглавляет клан, посвящённый верховному божеству нордлингов Вотану, и восседает в Ноатуне, Корабельном Дворе. Ему принадлежит флот, дружина (хирд) и фюльк Зимний Чертог.
Хирд — это боевая дружина, подчинённая конунгу или ярлу. Как правило, дружинники-хирдманны полностью повинуются своему предводителю, представляя собой подобие семьи. Вождь не прячется за спинами хирдманнов, напротив, ему принадлежит почётное первенство во всём: и в бою, и за пиршественным столом.
Территория Свальбарда разделена на шесть областей (фюльков) по числу действующих божеств-покровителей, а народ, соответственно, — на шесть кланов, пять из которых возглавляют ярлы, а шестой подчиняется конунгу. Во главе поселений стоят старосты, во главе каждого рода — свои старейшины (не путать с Советом старейшин). Ярлы являются не только верховными правителями фюльков и вождями кланов нордлингов, но и вассалами конунга и его наместниками. Титул ярла не наследуется, он переходит сильнейшему и достойнейшему из претендентов, сумевшему доказать на него своё право. Часто случается так, что следующим правителем становится сын предыдущего, но это говорит скорее не о наследовании, а о сильной ветви, стоящей у власти. То же касается и титула конунга.
Выбор нового ярла или конунга сопровождается правительственным собранием шаманов и воинов, так называемым тингом. Во время тинга избираются наиболее вероятные претенденты, которые после проходят через испытание Вотана — ритуал, проводимый шаманами для определения не только самого достойного, но и наиболее угодного богам.

http://storage6.static.itmages.ru/i/17/0809/h_1502309558_9043876_e492b1c714.png
Конунгом или ярлом может быть как мужчина, так и женщина.
Первым конунгом стал Вальдрик Благословлённый Богами. Как человек умный и прозорливый он понимал, что не может быть порядка там, где царит беззаконие. Через два года после его восшествия на трон нордлингам был дан свод законов, названный Конунговой Правдой. В законах устанавливался порядок решения споров, свершения мести и взыскания виры (денежной выплаты) за убитого родича, наказание за воровство, предательство и многое другое, что определяет порядок жизни нордлингов и по сей день. В Конунговой Правде впервые был определён порядок передачи власти и содержалось описание ритуала, который должен быть проведён. Первое время люди противились навязанным правилам жизни, однако сейчас уже не представляют себе, как может быть иначе.
В каждом фюльке существуют свои законы и традиции. Они не противоречат общим законам Свальбарда, но могут кардинально отличаться от правил жизни другого фюлька.

http://s3.uploads.ru/t/WgPOh.png
[float=left]http://forumfiles.ru/files/0017/32/92/65719.png[/float]ильно́ влияние на жизнь нордлингов Совета старейшин, учреждённого, вероятно, в тот же период, что и титул конунга. Совет старейшин — это совещательный орган, группа мудрейших и могущественнейших шаманов, которые выполняют роль правительства, осуществляют религиозные функции и подчиняются только конунгу, которому помогают в управлении Свальбардом. Действия Совета старейшин регулируются заветами богов и наставлениями великих духов, сам же орган возглавляет Верховный шаман Свальбарда. Кроме того, в каждом фюльке имеется свой Верховный шаман, не входящий в состав Совета.
Совет обладает также законодательной властью, и тем не менее, подчинён конунгу, сохраняющему за собой право вето. В отсутствии конунга (в случае болезни и т.д.) власть получает именно Совет старейшин, а Верховный шаман становится своеобразным регентом, временно осуществляющим полномочия конунга. По традиции Совет заседает в Ноатуне и состоит из шести старейшин, причём все они могут быть как из разных фюльков, так и из одного.
Старейшинами становятся лишь наиболее могущественные, респектабельные и опытные шаманы далеко за сотню, а иногда и под две сотни лет. Их власть обеспечивается жизненным опытом, знанием традиций и обычаев нордлингов, силой стихийной магии, чистотой веры, крепостью связи с богами и миром духов. Стать старейшиной может как мужчина, так и женщина-шаманка.
Становясь членом Совета, шаман должен получить большинство голосов от действующих старейшин в пользу своей кандидатуры. Чем больше власти и репутации у того или иного шамана, тем больше у него шансов получить место в Совете. В спорной ситуации, когда голоса разделяются поровну, последнее слово остаётся за конунгом.
Старейшин не стоит путать со старейшинами родов.

0

6

.
Кем быть
Сферы деятельности жителей Свальбарда

[float=left]http://forumfiles.ru/files/0017/32/92/82682.png[/float]снову общества составляют свободные люди. Это большая и разнообразная группа, в которую помимо знати входят крупные землевладельцы, воины, шаманы, охотники, наёмники, ремесленники, торговцы и прочие. Нордлинги не только беспощадные воины, имеющие дурную славу у южных берегов и слывущие среди солавиндцев едва ли ни дикарями, но и умелые торговцы, талантливые управленцы, прекрасные рассказчики и поэты, а также мастера по дереву и металлу.
Свободные люди имеют право быть выслушанными на народном собрании — тинге, носить оружие и находятся под защитой закона. Наибольшим авторитетом обладают, разумеется, шаманы, воины и представители знати. Среди ремесленников огромным почётом пользуются кузнецы, кораблестроители, скальды и резчики рун. Благодаря своему мастерству они живут в достатке.
В рабстве могут оказаться не только иноземцы, но и земляки, к примеру, попавшие в плен во время очередной войны кланов. Рабы бесправны и бедны. Они живут под властью господина, выполняют работу по дому и в поле. Участь рабынь и того хуже, однако в богатых усадьбах высокородные пленницы, взятые в рабство, в особенности красивые, работящие девушки, живут в хороших условиях и пользуются уважением. То же касается и рабов мужчин, обладающих каким-либо редким умением или ремеслом.

Знать:
• Конунг
• Ярлы
• Крупные землевладельцы

Вооружённые силы:
• Воины
• Хирдманны
• Наёмники, охотники за головами

Ремесленники:
• Кузнецы
• Кораблестроители
• Резчики рун
• Столяры
• Плотники
• Резчики по дереву или кости
• Ткачихи, прядильщицы
• Кожевники
• Ювелиры
• Гончары
• Мастера-артефакторы
• Травники и зельевары
• Горняки и рудокопы
• Хмелевары
• Крестьяне (землепашцы и скотоводы)

Духовенство:
• Совет старейшин
• Верховные шаманы фюльков
• Шаманы и их ученики

Другие свободные люди:
• Скальды
• Целители
• Охотники
• Звероловы
• Укротители диких животных и объездчики лошадей
• Пастухи
• Рыболовы
• Китобои и охотники на морских животных
• Старосты поселений
• Купцы, торговцы
• Хозяева таверн

Прислуга:
• Кухарки
• Рабы

Беззаконники:
• Разбойники
• Воры

0

7

.
Торговля и промысел нордлингов
http://storage8.static.itmages.ru/i/17/0809/h_1502307942_5097885_34afb2918c.gif
[float=left]http://forumfiles.ru/files/0017/32/92/82682.png[/float]сновные занятия нордлингов: военное ремесло, кораблестроение, рыбалка, охота, добыча и выделка шкур, кузнечное дело, оленеводство, разведение местных пород лошадей и крупного рогатого скота, сбор и заготовка даров леса.
Один из основных источников дохода — китобойный промысел. Ворвань (вытопленный китовый жир), китовый ус и китовая кость высоко ценятся на Солавинде и находят широкое применение по всему миру. Ворвань используется как топливо для освещения (лампы, фонари, маяки), в производстве мыла, взрывчатки, а также употребляется в пищу. Китовый ус применяется в основном на юге для набивки мебели, при шитье корсетов, бюстгальтеров, как каркас для сравнительно лёгких тканевых конструкций; повсеместно используется для создания щёток. Китовая кость — декоративный поделочный материал. Из неё вырезают украшения, пуговицы, рукояти ножей и кинжалов. Используется также в магических техниках для создания амулетов и рун. Китовое мясо употребляют в пищу в основном северяне, так как оно имеет специфический запах и вкус. Отлично хранится в вяленом, сушёном, маринованном, солёном виде, главный продукт для запасов на зиму и во время длительного плавания.
Олений рог также используется шаманами для создания амулетов и рун, а в толчёном виде является важным ингредиентом различных лекарственных средств. Рога высоко ценятся и дорого продаются.
Большие массивы хвойных лесов способствуют активной добыче янтаря в прибрежной зоне. Янтарь также используется как декоративный поделочный материал для украшений и прочего.
У южных берегов Свальбарда в изобилии водятся крабы, в реках не редки красные виды рыб: форель, сёмга, лососёвые. Промысловое значение имеют треска, сельдь, палтус, мойва, акула. Ведётся также промысел креветок, устриц и других моллюсков. Встречаются зубатка, сайда, пикша, камбала, морская щука, морской окунь и другие. Стоит отметить, что рыбная ловля является основным источником пищи и неотъемлемой частью жизненного уклада нордлингов, а рыбы здесь столько, что никто не останется без улова.
Мирными промыслами, такими как оленеводство, занимаются в основном те нордлинги, что населяют внутренние районы Свальбарда. Среди них много ремесленников, обеспечивающих своих воинственных соплеменников всем необходимым для войны и жизни. На морском, океаническом побережье, по берегам фьордов и на многочисленных прибрежных шхерах селятся те, кто промышляет рыбалкой, охотой на китов, морским разбоем и не мыслит своей жизни без моря.

http://s6.uploads.ru/t/Ek6lS.png
[float=left]http://forumfiles.ru/files/0017/32/92/18676.png[/float]огда колония южан была основана на проклятом острове, куда испокон веков было запрещено ступать нордлингам, перед последними встал непростой выбор: пускать чужаков на тщательно оберегаемые материковые земли Свальбарда, либо самим высаживаться на Скэйнморк, рискуя быть проклятыми и лишиться заступничества божественных покровителей.
После долгих раздумий шаманы сочли высадку возможной при содействии духов и с благословения богов. Торговцы, всегда державшиеся особняком, без страха отправлялись к далёким берегам Солавинда, а теперь и вовсе выделились в отдельную общину. Каждому купцу, ведущему торговлю с южанами, шаманы наносят на тело специальные обережные татуировки, которые хранят торговцев от безумия и скверны Тёмного, позволяя свободно высаживаться на проклятый остров и торговать с Крепостью Штормов. Кроме отмеченных этими знаками, никому по-прежнему не дозволено ступать на осквернённую мятежным богом землю.
Основными предметами покупки служат металлы, ткани, краски, зерно, овощи, фрукты, шерсть, табак, специи (тмин, перец, шафран, имбирь, кардамон, гвоздика, мускатный орех, корица, анис и лавровый лист), верховые породы лошадей.

0

8

.
Быт и традиции нордлингов
Религиозный культ
Нордлинги активно практикуют шаманизм. Они не строят храмов для богов и духов, а поклоняются им возле сейдов — необычных природных мест, чем-то выделяющихся из окружающего ландшафта. Сейдом может быть пень, озеро, дерево, чаще ими служат крупные камни необычной формы. Они считаются местами соприкосновения мира людей и мира духов, проводниками природных и магических сил. Для усиления эффекта на них наносятся руны и ритуальные рисунки. Рядом с сейдом легче шаманить и понимать послания духов. Поселения северян, как правило, организовываются неподалёку от одного или нескольких подобных мест.

Шёпот Тёмного
Когда Тёмный обезумел и ополчился против других богов, почитавшие его нордлинги из клана Хладовея также взбунтовались и развязали войну. Слухи о том, что на них лежит проклятие и что шёпот падшего бога обещает подарить невиданное могущество всякому, кто согласится слушать, распространились среди жителей Свальбарда, словно лесной пожар, что спровоцировало создание многочисленных амулетов, дабы безумие не охватило прочие кланы, и они не повторили судьбу Хладовея. Нательные амулеты, кулоны, подвески, а также ловцы снов надёжно хранят владельца от безумия. Нордлинги верят, что ночью проклятие Тёмного запутывается в сетях ловца и рассеивается с первыми лучами утреннего солнца. Только настоящий шаманский оберег обладает достаточной силой, чтобы противостоять проклятью. Шаманы изготавливают амулеты из дерева, металла, янтаря, кости и оленьего рога.

Письменность и литература
Даже с началом торгового сотрудничества с Солавиндом единственной формой письменности у нордлингов остаются свальбардские знаки — руны, которые вырезают на камнях, кости, дереве, оружии. В руническом письме используется особый алфавит — футарк, названный так по начальным значениям первых шести рун.
Руны имеют преимущественно магическое значение, но ими же записывают и законы. Рунические камни часто обозначают сейд. На лезвие боевого меча также помещают руны, призванные защитить воина в сражении. Существуют руны и для других целей, для каждой — свои.
Рунопись доступна немногим: в основном вождям (конунгу и ярлам), их наследникам, шаманам и некоторым старейшинам. Большинство нордлингов безграмотны, поэтому приходится хранить в памяти всё, что требуется сообщить следующему поколению. Сделки и соглашения заключаются при свидетелях, которые обязаны помнить их условия. Нордлинги также любят поэзию и с удовольствием рассказывают истории. Их легенды — саги — передаются из уст в уста ещё от варгримов и являются одними из древнейших текстов мировой литературы.

Вооружение и броня
Варгримские боевые топоры отличаются необычной формой: нижняя часть их лезвия вытянута ниже обуха. Таким образом, при незначительном различии в весе ширина режущей кромки варгримского топора больше, чем у обычного. Варгримы испокон веков использовали этот принцип при ковке оружия и некоторых бытовых инструментов, а кузнецы нордлингов переняли эту традицию, как и многие другие традиции грозных предков.
В бою северяне пользуются разнообразными видами оружия, но самым известным является, пожалуй, короткий меч скрамсакс. Скрамсакс — это прямой клинок с одним лезвием и простой рукоятью. Как правило, варгримы и нордлинги используют его в качестве вспомогательного оружия. Классический варгримский боевой стиль предполагает наличие топора в правой руке и скрамсакса в левой.

Части свальбардского меча

http://storage2.static.itmages.ru/i/17/0809/h_1502316836_4942147_b6e38c4eb2.png

Три предмета давно стали символами Свальбарда для всего цивилизованного мира: ладья, топор и круглый расписной щит, — а вот миф о рогатых шлемах не выдерживает никакой критики и связан, скорее всего, с варгримской традицией, не характерной для людей севера.
Доспех бывает кожаным или пластинчатым. Кольчуга — дорогой доспех, поэтому её могут позволить себе только некоторые воины и представители знати.

Примеры кожаных доспехов

http://storage3.static.itmages.ru/i/17/0809/h_1502315644_3547131_85c6c094d0.png
Мужской кожаный доспех

http://storage3.static.itmages.ru/i/17/0809/h_1502315644_6519263_053cf927b7.png
Женский кожаный доспех

http://storage4.static.itmages.ru/i/17/0809/h_1502315645_7609190_3820affe4e.png
Наручи из тиснёной кожи

http://storage3.static.itmages.ru/i/17/0809/h_1502315644_3619206_0dce7dedbb.png
Короткие кожаные наручи с металлическими вставками

Одежда и аксессуары
Основным предметом как женского, так и мужского гардероба является рубаха прямого покроя с рукавами. Одежда нордлингов пошита в основном из шерсти и льна. Традиционные цвета: серый, коричневый, жёлтый, тёмно-зелёный. Красный и синий могут себе позволить лишь зажиточные люди. Из походов привозят бархат и шёлк, которые можно также приобрести или выменять у торговцев Крепости Штормов.
Одежда нордлингов скроена так, чтобы не сковывать движений. Поверх часто носят поясной ремень и плащ, для закрепления которого на плечах используется булавка или фибула. Такие булавки, поясные пряжки, фибулы и отделка концов ремней часто украшаются сложными узорами-переплетениями в самобытном свальбардском стиле.
По вине сурового климата плащи и меха стали одними из самых важных элементов одежды как для женщин, так и для мужчин.
Летний гардероб нордлинга составляют рубаха и штаны из неокрашенного сукна. Бедняки обычно ходят босиком, приберегая к зимним холодам пару башмаков из козьей шкуры. Голень закрывают плотными обмотками.
Одежда богачей более изысканна и разнообразна. Её края могут быть расшиты узорчатой тесьмой.
Мужской костюм обычно составляют две рубахи: нижняя и верхняя. Мужские пояса могут быть расшиты металлическими накладками. Обычно это свидетельствует о состоятельности владельца. В качестве украшений мужчины нося гривны, подвески в виде миниатюрных молотов Тунараза, амулеты.
Женщины поверх нижнего платья, сшитого из льна, надевают верхнее, шерстяное, которое может быть чуть короче. Поверх платья или нижнего платья может быть надет передник (он же хангерок). Фибулы, на которых крепится хангерок, имеют скорлупообразную форму. Женщины носят бусы из янтаря, гагата или цветного стекла. Бусины из камней гладко отшлифованы, порой на них даже вырезаны орнаменты.
Шаманы используют в качестве ритуальных украшений звериные клыки, перья, аксессуары из кости, амулеты.
Одежда на Свальбарде — не просто способ прикрыть наготу или продемонстрировать свой социальный статус. Она выполняет функции магического покрова, оберега, поэтому нордлинги украшают свои костюмы тесьмой, вышивкой и особыми декоративными швами. Особенно важно "защитить" все открытые срезы: подол, рукава и ворот — так как именно через них могут проникнуть злые духи, враждебные человеку.

Примеры одежды и аксессуаров

http://storage4.static.itmages.ru/i/17/0809/h_1502315645_6811910_510e5d9825.png http://storage5.static.itmages.ru/i/17/0809/h_1502315646_5874315_94afd6df6d.png
http://storage4.static.itmages.ru/i/17/0809/h_1502315645_1296530_7f269b96dc.png
Облачение шаманки

http://storage8.static.itmages.ru/i/17/0809/h_1502315648_1127460_45ca306cf6.png
Утеплённая верхняя рубаха-штормовка из холщовой ткани, льняные штаны

http://storage5.static.itmages.ru/i/17/0809/h_1502315646_2883129_4c7b8ae50a.png
Боевой кожаный пояс с литыми латунными пряжками

http://storage6.static.itmages.ru/i/17/0809/h_1502315647_3791459_00d1591285.png
Льняная туника и традиционный хангерок с фибулами

http://storage7.static.itmages.ru/i/17/0809/h_1502315647_2017801_f016496a3e.png
Шнуровка с отделкой контрастным льном и узорной тесьмой

http://storage7.static.itmages.ru/i/17/0809/h_1502315647_2599834_67d63c2f57.png
Традиционная Т-образная льняная туника

http://storage5.static.itmages.ru/i/17/0809/h_1502315646_2633647_176a51889e.png
Шерстяное пальто, поясная кожаная сумочка

http://storage8.static.itmages.ru/i/17/0809/h_1502315648_7767590_98edd04f6a.png
Облачение ярла

http://storage7.static.itmages.ru/i/17/0809/h_1502315647_6741503_8cc39b0b83.png
Травлёные овальные фибулы, свальбардские бусы

Татуировки
Шаманы и воины нордлингов часто набивают на своих телах руны и другие ритуальные рисунки. Одним это помогает общаться с предками и духами стихий, другим приносит удачу в бою или дальнем странствии, третьи татуировками отмечают важные события в своей жизни или жизни клана. Церемониальные татуировочные иглы, как правило, делают из костей.
Каждому купцу, ведущему торговлю с южанами, шаманы также наносят на тело специальные обережные татуировки, которые хранят торговцев от безумия и скверны Тёмного, позволяя свободно высаживаться на Скэйнморк.

Питие
Зимы на севере долгие и чрезвычайно холодные, и согревают нордлингов не только огонь, меха да страстные объятья... Знаменитые свальбардские рога не являются обычными сосудами для питья. Простолюдины пьют медовуху и эль из деревянных, железных или глиняных кружек, а вот из рогов дозволено вкушать хмельное только вождям, прославленным воинам и выдающимся шаманам. Поднести такой рог — целая церемония. Обычно это делает самая высокопоставленная женщина из присутствующих, одетая в подобающую её положению одежду.

Положение женщины
Мужчины и женщины на Свальбарде по большей части равноправны: северяне обоих полов могут быть воинами, шаманами, вождями, возглавлять род или округ, принимать участие в походах и тингах, состоять в Совете старейшин. Нет различия между функциями мужчин и женщин и в сфере семьи и дома. Женщины могут также заниматься торговлей и ремёслами, быть скальдами или резчицами рун. Однако женщина мирной профессии неизбежно находится под покровительством мужчины: девушка — под опекой отца или сородича, заменяющего ей отца, а после выхода замуж переходит под опеку мужа. Но даже будучи подчинённой мужчине и неравной с ним в правах наследования, женщина вместе с тем не принижена и далеко не бесправна. Даже бездарная магически и не способная воевать, она имеет почётный статус хозяйки дома. Саги рисуют облик многих властных женщин, державших семью в своих руках и пользовавшихся уважением жителей всей округи. Обладает женщина и правом на развод, которым может воспользоваться в случае обнищания супруга, причинения ей обиды или недостойного поведения. Супружеская верность жён строго охраняется ревнивыми и мстительными мужьями, которые пекутся о своей и семейной чести: неверную женщину муж имеет право жестоко наказать и отослать к родне.
Добрачные отношения с девицами не приветствуются. Ранние браки не в обыкновении. Многожёнство не практикуется, однако случаи измены известны и с мужской стороны, особенно среди знати, которые, впрочем, не так категорично осуждаются общиной. Связано это, скорее всего, с продолжением рода. Большим несчастьем у нордлингов считается прекращение знатного рода или его упадок.
В числе прочих добродетелей нордлинги ценят в женщинах мужество. Правильность поведения и красота женщины особенно приятны, если гармонично сочетаются со здравым умом, чувством собственного достоинства и твёрдым духом.

Дети
У детей свой образ жизни до периода взросления. Нежеланных детей родители вправе унести в лес, или отдать на воспитание родичам, то есть предоставить их собственной судьбе. Незаконнорожденного ребёнка отец может признать согласно своему желанию. С этого момента сын вступает в права наследования наравне с прочими детьми.
Маленьким нордлингам рассказывают истории, сказки, старинные легенды, поют колыбельные. У них есть игрушки, которые, по мере того как дети становятся старше, всё больше отображают мир взрослых: игрушечные кораблики, лошадки, инструменты и предметы домашнего обихода в миниатюре. Но детство и отрочество проходит быстро. Дети приобщаются к домашним делам, на них возлагаются определённые обязанности, а с 16 лет они уже могут вступить в хирд и отправляться в военные походы.
Одарённых детей начинают приобщать к шаманскому или воинскому ремеслу гораздо раньше.

Домашний скарб
Не секрет, что в техническом развитии нордлинги отстают от южных соседей и жителей Скэйнморка, но к охране имущества подходят с выдумкой. Всё самое ценное в доме хранится в запертых сундуках, ключи же вырезаны с поразительной тщательностью и вниманием к мелочам. Двух одинаковых не найти. В культуре нордлингов хранителями ключей от всех замков считаются замужние женщины-домохозяйки. Они носят на поясе всякие необходимые вещи: ножницы, игольник, оселок, нож, гребень, а также заветную связку ключей, тем самым подчёркивая свой социальный статус. Недаром символом покровительницы домашнего очага богини Вальфрейи является именно связка ключей.
Беречь добро принято не только от обычных воров, но и от злых духов. С этой целью некоторые особенно простодушные нордлинги гравируют на поверхности головки или по воротнику ключа надписи вроде: "Этот ключ — не от сундука заклинателя волн Торвальда".

Уровень развития цивилизации
Для приготовления пищи нордлинги используют обложенный камнями длинный очаг, каковой имеется в каждом доме. Над очагом подвешивают котёл, а дым уходит в специальное отверстие в крыше. Для освещения используют факелы, металлические светильники и жаровни.
Целительство глубоко уважаемо, но медицина не отличается прогрессивностью. Самым действенным средством, как и много лет назад, остаётся непосредственное участие заклинателя волн. Практикуют и лишённые шаманского дара целители. В ходу зелья, снадобья, заговоры и ритуалы.
Съестные припасы хранят в бочках, остальное — в деревянных сундуках.
Для удобства ходьбы по снегу или льду используют деревянные лыжи, коньки из кости, а также железные шипы, которые крепятся к обуви. Кроме того, изобретены сывороточный сыр, ткацкий станок, текстильная технология пластинчатого плетения, примитивная навигационная система.
Образование получают шаманы, вожди и отдельные представители знати по желанию.

Добыча огня
Не имея в хозяйстве огненного духа или шамана соответствующей стихии, для высекания искры нордлинги используют простое огниво из кремня и стали, подчас представляющее собой маленькое произведение искусства. Кремень, к примеру, может быть выполнен в форме головы дракона, а плоское стальное кресало — в форме рыбы или морского змея.

Кузнечное дело
Одним из наиболее уважаемых ремёсел наравне с ратным у нордлингов всегда считалось кузнечное дело. Ремесло кузнеца имеет священный, магический характер и божественное происхождение, беря своё начало в могучих руках самого Тунараза. Кузнец — всё тот же творец, придающий форму бесформенному, так же как некогда боги ваяли Хельверден из первобытного хаоса. Он герой сказок и легенд, хранитель древних традиций и тайн священного ремесла, наделённый сверхъестественной созидательной силой.
Кузницы и домницы, где плавят железо, обычно выносят за черту поселения, а кузнецы селятся на отшибе, вдали от людей, ибо их искусство — настоящее сакральное таинство, связанное сразу с тремя первобытными стихиями из четырёх. К ним не заходят без причины, стараются не заводить близкой дружбы и в разговоре с ними всегда осторожны в словах. Считается, что кузнец обладает особым знанием, что получает свой молот из рук самого бога Тунараза и пользуется его заступничеством, имеет власть над своими творениями от простого кухонного ножа до боевого топора, может обратить их остриё против нынешнего владельца вещи, сам же, напротив, остаётся неуязвимым для стали, а также водит дружбу со стихиями независимо от того, шаман он или нет.
Подробнее о кузнецах-шаманах — по ссылке.

Валюта
Чеканить монету на Свальбарде стали совсем недавно, чтобы упростить торговлю с южанами. Иногда серебряные заготовки для монет настолько тонки, что узор покрывает их только с одной стороны, поскольку при чеканке проминает монету насквозь. В качестве наличных денег используются также браслеты из витой серебряной проволоки. При необходимости их просто рубят на куски.

Корабли и мореплавание
Образ дракона или морского змея, существа смертельно опасного, как нельзя лучше подходит для плаваний и для украшения штевней боевых кораблей нордлингов. Деревянные головы драконов зачастую покрывают позолотой, а порой даже резные накладные доски на бортах изображают лапы, крылья и чешую бестии (отсюда и название — драккары). Вид вырастающих в морской дали чудовищ должен приводить в ужас врагов и сеять панику среди мирного населения Солавинда. По возвращении к родным берегам нордлинги зачастую зачехляют или даже снимают оскаленные носовые фигуры, чтобы не пугать детей и стариков.
Вопреки расхожим представлениям, драконьей головой украшаются только драккары, большие боевые корабли нордлингов. Для перевозки припасов, снаряжения, скота и лошадей больше подходят кнорры. Они более широкие и вместительные, но развивают меньшую скорость и не украшены головой и хвостом дракона. Драккар — грозное военное судно, тогда как кнорр служит скорее грузовым и торговым целям. Драккары нередко достигают в длину 30 метров и более, а кнорры — пятидесятиметровой длины.

Устройство корабля нордлингов

http://storage5.static.itmages.ru/i/17/0809/h_1502309558_5302773_726f561cbc.png

Свальбардские купцы считаются не менее отчаянными искателями приключений, чем свальбардские же воины, и часто выступают в роли своеобразных разведчиков, соблазняя соплеменников рассказами о богатых и плохо защищенных южных землях, что часто становится основанием для позднейших набегов.

Сухопутный транспорт
Большинство нордлингов передвигается пешком. Самые зажиточные и обеспеченные имеют в своём распоряжении телеги, повозки, сани и упряжных животных (лошадей, мулов или волов) для перевозки различных грузов.
Свальбардскую породу лошадей отличают массивность, коренастое телосложение, пропорциональное развитие, широкие грудь, спина и крестец, косматая плотная чёлка, длинные грива и хвост. Масти: рыжая, гнедая, серая, вороная, пегая или с зеброидностью на ногах. Другие варианты редки. Свальбардские лошади очень сообразительны. Они легко преодолевают такие препятствия, как скользкие льды, острые камни или быстрые реки; пригодны и под седло, и в плуг, и в воз.

Свальбардская порода

http://www.geo.ru/sites/default/files/styles/node_big_image/public/import/au/austin_-_gypsy_vanner_horse_stallion.jpg?itok=NSCl8DSz

Солавиндские верховые лошади являются предметом торговли. Не годятся для тяжёлых работ, не выживают в северных районах Свальбарда, но как скакуны не знают себе равных. Содержание лошади, включая услуги кузнеца, — вообще недешёвое удовольствие, поэтому верхом путешествуют немногие.
Лошади играют важную роль в жизни нордлингов, так как наряду с лодками являются практически единственным средством передвижения. Их используют на сельскохозяйственных работах, в военных походах, для охоты и путешествий на большие расстояния.
Варгримы приручают под седло и более экзотических животных: белых медведей, гигантских волков, мамонтов и даже небольших драконов. Некоторые дрессировщики из числа нордлингов стремятся достичь мастерства своих предков.

Приручение животных
Предки современных нордлингов варгримы первыми оценили возможную пользу приручения животных и достигли непревзойдённых успехов по части дрессировки диких зверей, хищных птиц, разнообразных чудовищ и даже драконов, используя их для охоты или в качестве верховых животных. Нордлинги унаследовали этот полезный навык. Вековые традиции приручения бережно хранятся в семьях потомственных звероловов, дрессировщиков и объездчиков. Древнейший и надёжнейший способ — предложить дикому животному пищу. Но даже для голодного зверя пища не главное. Духовные узы, сродни тем, что связывают шамана с духом-стражем, оказываются сильнее голода. Человек и его мохнатый (или пернатый) спутник вместе едят, спят и сражаются, пока один из них или оба не погибнут с честью. Верный зверь всегда готов броситься на помощь любимому хозяину, и даже смерть не всегда может этому помешать. Подробнее о духах животных — по ссылке.


В статье использованы иллюстративные материалы сайта BERKANAR

0

9

.
Погребальный обряд и традиции захоронения
http://storage7.static.itmages.ru/i/17/0809/h_1502307940_3738238_6d943682ac.gif

Расползается, тлея, ткань бытия,
Ярость светла, словно факел, клинок.
И не нижний мир получит тебя,
А с улыбкою встретит воинственный бог.

Мельница — Зов крови

[float=left]http://forumfiles.ru/files/0017/32/92/65719.png[/float]читается, что погребальный костёр выжигает нечистые мысли и слабости во время отхода духа покойного в загробную жизнь. До недавних пор нордлингам нечего было бояться мёртвых: провожая их в последний путь, северяне видели в них тех же духов, которые окружают шаманов всю жизнь. Однако с возрождением культа Тёмного погребальное сожжение приобрело не только ритуальное, но и принципиальное практическое значение, не оставляя ни единого шанса завладеть телом умершего.
Нордлинги следуют различным традициям захоронения. От одного фюлька к другому погребальные обряды незначительно меняются, однако различия эти кроются в мелочах, суть же остаётся неизменной. Если ритуал погребения был совершён по всем правилам, дух умершего может отправиться в Небесный Чертог пировать с богами, либо же остаться со своим народом, чтобы наставлять его и, возможно, обрести вскоре новое вместилище на службе у шамана или воина своего клана. Если же человек был погребён не по правилам или же не был погребён вовсе, его дух не обретает покоя и отправляется в мрачную преисподнюю, иначе называемую загробным царством богини Хель. Избежавшие этого неприкаянные или проклятые духи становятся загробниками.
Воина, шамана или вождя хоронят в погребальной ладье. В неё также кладут подношения, соответствующие прижизненному статусу и роду занятий умершего. В качестве подношений могут быть использованы одежда, предметы быта, памятные вещи, украшения, драгоценности, шаманская атрибутика и, разумеется, оружие. Обычно это то же оружие, которым воин пользовался при жизни. Если оружие священно, то оно будет уничтожено огнём, а заключённый в него дух, соответственно, утратит вместилище и обретёт свободу. То же касается и тотемов шамана. Если же умерший был конунгом или ярлом, пользовавшимся наследным оружием рода, то мастера кузнечного дела изготавливают для него специальное погребальное копьё (символ Вотана), а родовое оружие по традиции передаётся в наследство потомкам.
Наследник умершего или его ближайший родственник должен взойти на погребальную ладью, принести в жертву животное и вознести молитву богам. По возвращении родича ладью поджигают горящей стрелой.
Если ритуал сожжения проводится на суше, то после того, как угаснет пламя, над пожарищем возводят погребальный курган, который становится домом для умершего. Нордлинги верят, что в ночи полной луны духи предков, ушедшие в Небесный Чертог, возвращаются в свои погребальные курганы, где с ними может поговорить, испросить совета или даже узнать своё будущее не только шаман, но и обделённый даром человек.
Если умерший был мореходом или корабелом, его, как и некоторых вождей, хоронят в горящей ладье на открытой воде, тем самым отдавая дань богу, которому покойный служил всю свою жизнь. Такое погребение считается наиболее почётным.
Ритуалы погребения женщин (не шаманок или воительниц) отличаются от мужских. Женщина может взойти на погребальную ладью супруга или возлюбленного, если решит уйти вместе с ним. Также женщин хоронят в погребальных повозках. Такую повозку строят родственники умершей, а ритуального жеребца, который её везёт, приносят в жертву богам. Посмертные подношения для усопшей складывают в ту же повозку, вместе с ними кладут пояс хозяйки и другие памятные вещи. Над погребальной повозкой также возводится курган.
На седьмой день после смерти отмечают сэд, или погребальный пир. Этот обряд включает в себя распитие хмельных напитков, сваренных в день смерти, и поедание зажаренного ритуального быка, выбранного в день погребения. Проведение этой церемонии завершает земной путь усопшего. Только после неё наследники могут предъявлять права на наследство, а если почивший был главой рода — происходит смена власти.

0

10

.
Имена нордлингов
[float=left]http://forumfiles.ru/files/0017/32/92/23834.png[/float]ордлинги издревле носят запоминающиеся имена, соответствующие их характеру и складу души. Родители дают ребёнку имя, а тот должен прославить его в меру своих способностей.
Маленький нордлинг может быть назван в честь предка, божества или древнего героя. Многие имена образованы от древнейших варгримских корней, посвящённых животным-тотемам: например, "ульв" означает «волк», "бьорн" — «медведь» и т.д. В большинстве случаев односоставные имена представляют собой определение некоего качества или признака, относящегося к человеку: например, Хёрд — «крепкий, сильный». Также в качестве имён используются абстрактные понятия (Хильд — «битва») и названия предметов, признаки которых могут быть метафорически перенесены на человека (Стейн — «камень»). Для Свальбарда также характерна традиция двусоставных имён. Например, Харальд — herr (свальб. войско) + valdr (властелин, правитель).
Среди представителей правящих династий имена наследников избираются особенно тщательно. Дети ярлов и конунга обычно именуются в честь предков или великих героев прошлого.
В отличие от своих южных соседей, нордлинги не носят фамилий, однако ни одно имя не считается полным без патронима (отчества) или прозвища.
Различия между прозвищем и полноценными именем не существует. Изредка прозвище также может меняться с течением жизни: вместо старого, данного при рождении, даётся новое, как правило, соответствующее определённым признакам и качествам человека.
До получения прозвища (а иногда и после) нордлинги используют патронимы, так, например, Агнар Йоханссон означает «Агнар, сын Йохана». Женщины могут добавлять как имя отца, так и имя матери — Халла Гудрунсдоттир, «Халла, дочь Гудрун».

Внимание! При образовании патронима не забывайте добавлять после имени отца/матери окончание притяжательного падежа -s.

Фамилии нордлингам заменяют прозвища. Существует несколько способов его получить. В подавляющем большинстве случаев прозвище связано со знаковыми событиями в судьбе человека, его образом жизни, профессией, классом, внешними или внутренними качествами. Если северянин отличается лёгкой походкой, не оставляющей следов на земле, вероятнее всего, его так и прозовут — Тихоступ или Лёгкая Нога.
Искусные охотники, следопыты, шаманы, нордлинги нередко отличаются и на воинском поприще, за что и получают грозные прозвища. Следует также отметить, что массив понятий, относящихся к войне и воинскому делу, у норлингов невероятно велик. Как и имя, прозвище также может быть связано с тотемным животным.
Прозвище может состоять из одного (Мудрый, Быстроногий, Скалоступ, Оборотень), двух (Славящий Солнце, Бычья Кость, Вестница Зари, Бледный Шрам) или трёх слов, одно из которых — служебное (Говорящий с Облаками, Карман на Спине, Глядящий на Восток).
Иногда при знакомстве к имени также прибавляется место рождения: например, Гарди из Тронхейма.

Несколько примеров полных свальбардских имён
Эрик Око Ворона
Харальд Косматый
Мьёлль Песнь Войны
Свенинг Покров Шторма
Сольвейг Устремлённая к Звездам
Бьорн, сын Асмунда (Бьорн Асмундссон)
Уна, дочь Асгерды (Уна Асгердсдоттир)
Фрост, сын Орми из Видельгарда

Примечание. Для персонажей нордлингов допустимы традиционные древнескандинавские имена и аналоги.
Узнать больше о древнесканданавских именах и ознакомиться со списком можно по ссылке. Прозвище остаётся на откуп фантазии игрока.

0

11

.
Жилища и архитектура
[float=left]http://forumfiles.ru/files/0017/32/92/58808.png[/float] некоторых больших семьях нордлингов сохранились родовые и общинные формы собственности. Большая семья — это коллектив ближайших родственников нескольких поколений под началом старейшины рода. В одном хозяйстве объединяются не только родители и их дети, но и семьи, созданные взрослыми сыновьями. Обычно большая семья занимает одно жилище, называемое длинным домом. Длина таких домов может достигать 20-30 и более метров. Стены строят из деревянных досок и тщательно конопатят. Резные столбы служат надёжной опорой для крыши, скаты которой кроют соломой, гонтом, камышом или дёрном. Основной материал — дерево или дёрн. Каменные постройки встречаются только у варгримов, но отдельные жилища могут иметь высокий каменный фундамент. Окон нет, а дым очага уходит через специальное отверстие в крыше.

Дома нордлингов

http://storage3.static.itmages.ru/i/17/0809/s_1502309557_3346091_9200346d75.jpg
Длинный дом в разрезе (увеличение по клику)

http://storage3.static.itmages.ru/i/17/0809/s_1502317844_7080762_c6e0ea72f8.jpg
Богатый двухъярусный дом в разрезе (увеличение по клику)

В отдельных помещениях живут отец с матерью, сыновья со своими жёнами и детьми, другие родственники. Самые длинные дома строят на Штормовом Взморье. Здесь из-за сурового климата отгороженная часть дома отводится также под стойло для скота. Земля, примыкающая к усадьбе, принадлежит всей семье, составляющей своеобразную домовую общину. Суровая природа вынуждает людей прочно держаться отношений взаимопомощи.
К категории длинных домов относится также медовый или бражный зал, используемый в качестве резиденции правителей и их придворных. Само название происходит от названия алкогольного напитка мёда, имеющего широкое употребление на пирах и в религиозных церемониях. Ярлы могут похвастаться величественными деревянными дворцами длиной в 40–60 метров и шириной около 10 метров, надстройками, резными коньками на крышах. Встречаются и более масштабные строения.
Есть несколько свидетельств об огромных медовых залах, построенных по особым случаям, когда приглашались знатные особы. В мифологии нордлингов также встречаются разнообразные примеры залов, где прибывают божества и духи умерших. Наиболее известным является Небесный Чертог.
В средней части длинного дома находится обширное помещение. Здесь, вокруг очага, происходят общие трапезы. Вдоль стен, украшенных гобеленами, оружием и щитами, располагаются скамьи для домочадцев или придворных, а у обращенной к северу стене возвышается хозяйское место. Резное деревянное кресло главы дома, конунга или ярла почитается священным.
Помимо длинного дома на территории усадьбы могут располагаться загон для скота и лошадей, амбар, коптильная рама для мяса, рама для подвешивания рыбы, уборная, пашня, кузница (если не выносится за пределы усадьбы). У некоторых есть даже сауны.

Усадьба

http://storage5.static.itmages.ru/i/17/0809/s_1502312964_4592466_14fc321029.png
Усадьба (увеличение по клику)

Вместе с членами семьи в усадьбе живут невольники и слуги, помогающие по хозяйству. Не только у вождя, у каждого более или менее крепкого хозяина имеются зависимые домочадцы. Старейшина рода властен наказывать и миловать, от него же зависит исход любого спора.
В усадьбе всем находится работа. Молодые люди из зажиточных семей с шестнадцати лет могут покидать отцовские усадьбы на летнее время и отправляться за море в пиратские и торговые путешествия. До наступления зимних штормов они возвращаются домой, принося семье, помимо дохода, уважение и славу в округе, новости о заморской жизни и новые впечатления. Зимой, когда работы меньше, жители усадьбы много времени проводят у домашнего очага, слушая рассказы об увиденном и пережитом на чужих берегах, сказания о жизни в старину, легенды о варгримах, богах и героях.
В более мелких или менее дружных семьях между родственниками производится раздел наследственного владения и обособление индивидуальных хозяйств. В маленьких домах также живут одинокие, бессемейные люди, бедняки, отшельники и некоторые шаманы. Наиболее обособленно живут семьи Седого Бора, где охота является основным источником существования. Здесь же, в густых лесах, строятся самые маленькие дома.
Человек и его усадьба неразрывно связаны между собой, и связь эта священна, ибо вокруг простирается мир враждебных духов, варгримов, великанов и страшных чудовищ.
Названия многих усадеб нарочито свидетельствуют о независимости, богатстве, высоком общественном положении и гордом самосознании их обладателей: "Прекрасный двор", "Дом сильного", "Жилище благородного", "Золотой двор", "Двор радости", "Богатая обитель".
У жителей усадеб существуют свои духи-покровители (обычно духи предков), которым приносят жертвы. Также поклоняются тотемным животным клана. Усердное поклонение духам гарантирует благополучие семьи, удачные роды жены и невесток, здоровье детей, приплод скота, произрастание посевов, удачу во всех делах.
Среди земляков нордлинги отличаются радушным гостеприимством. Даже чужака нужно накормить, если уж он пришёл в дом.


По материалам книги А.Я.Гуревича "Древние германцы. Викинги"

0

12

.
Пища и питьё
[float=left]http://forumfiles.ru/files/0017/32/92/65719.png[/float]уровый климат, географические особенности и образ жизни нордлингов в значительной степени сформировали свальбардскую кухню. Питание в затяжной зимний период зависит, прежде всего, от запасов продовольствия, собранных в течение короткого сельскохозяйственного сезона.
Славится своим вкусным, высококачественным мясом скот Изумрудного Фьорда, а прибрежные воды богаты рыбой, которая является важнейшей частью рациона нордлингов. Даже жители внутренних областей наслаждаются рыбой, закупая её у приморских соседей или обменивая на древесину и другие необходимые товары.
Время для забоя рогатого скота наступает в октябре, свиней — в ноябре-декабре. Держат и домашнюю птицу, которая обеспечивает северян свежими яйцами и мясом в течение всего года. Не последнюю роль в рационе играет и мясо диких животных, главным образом, для жителей Седого Бора.
Сохраняют рыбу и мясо различными методами, выключая высушивание, копчение, соление, брожение, соление в сыворотке и замораживание. Самый популярный из них — высушивание, а наиболее удивительный — брожение. Забродившая акула, сельдь или китовое мясо, тем ни менее, считается традиционным блюдом северных нордлингов. В южных фюльках мясо иногда солят.
Рыбу вялят. Твёрдую вяленую рыбу хорошо отбивают, чтобы разбить волокна, и подают с маслом. Важнейшим продуктом является жир морских животных, который едят вместо масла и на нём же готовят еду.
Нордлинги знают множество съедобных видов грибов и ягод, выращивают овощи, производят растительные масла, собирают лесные орехи и закупают прочие продукты в Крепости Штормов. Ягоды едят свежими, засушивают или готовят в меду.
В долгую дорогу берут с собой сухой ржаной хлеб, сушёную рыбу, вяленое мясо и простоквашу.

http://s3.uploads.ru/t/WgPOh.png
[float=left]http://forumfiles.ru/files/0017/32/92/65719.png[/float] давних времён нордлингам известны пиво и медовая брага. Пенный напиток играет в жизни северян культовую роль, с ним тесно связаны многие ритуалы, жертвоприношения, воинское ремесло, вдохновение и даже поэтический дар.
Пивные напитки были и остаются основными, употребляемыми на пирах. Владельцы хуторов, старосты поселений, ярлы, их дружины и гости собираются вместе, чтобы отметить день зимнего солнцестояния, приход весны, сбор урожая и другие важные события года. Такие серьёзные дела как покупка и продажа усадьбы, помолвка и обсуждение приданого, выбор ярла и выплата виры обсуждаются, как правило, именно за пиршественным столом. Просиживать за ним ночь напролёт — обычное дело для жителей Свальбарда, а умение пить, не теряя головы и стойкости в ногах, почитается одним из величайших искусств. Несдержанность во хмелю строго порицается. В Конунговой Правде также существует закон, по которому надлежит являться на тинг в трезвом состоянии.
Пиво, мёд и брага являются частью языческого культа нордлингов. Еда и питьё зачастую посвящены какому-либо богу, к примеру, Вотану или Тунаразу.
Варка пива является своеобразным ритуалом, основной целью которого является удержать злых духов вдали от напитка.
Обычное пиво, сваренное дома, не отличается выдающимся вкусом. Другое дело — медовое пиво, или мёд, которое варят в усадьбе конунга или ярла. В богатых и знатных домах нордлинги действительно угощаются пивом довольно часто. Остальным же, вопреки расхожему мнению о тотальном пристрастии северян к алкоголю,  приходится довольствоваться молоком, а пиво пить только по праздникам.

Мясо домашнего скота: говядина (солонина), баранина, ягнятина, козлятина, свинина, конина
Мясо диких животных: оленина (благородный и северный олень), лосятина, зайчатина, медвежатина, кабанина, веприна
Мясо морских животных: китовое мясо, китовый жир, мясо тюленей, акула
Птица: курица, гусь, утка, голубь, серый зуёк, тетерев, чибис
Пресноводная рыба: щука, краснопёрка, плотва, лещ, окунь
Рыба солёных вод: сельдь, треска, макрель, пикша, камбала, морская щука, корюшка, серебристая сайда, креветки
Рыба устьевых вод: устрицы, моллюски, сёмга, лосось, мидии, береговые улитки, угорь
Повседневные продукты: хлеб, яйца
Молочные продукты: масло, пахта, сыворотка, творог, скир, сыры, в том числе сладкие сывороточные сыры из козьего молока и коровьих сливок
Зерно: овёс, пшеница, рожь, ячмень
Бобовые: фасоль, бобы, горох
Овощи: морковь, петрушка, турнепс, сельдерей, шпинат, капуста, пастернак, репа, редька, топинамбур, свекла, лук-порей, репчатый лук
Фрукты и ягоды: тёрн, сливы, яблоки, черника, ежевика, бузина, малина, боярышник, земляника, рябина, клюква, брусника, смородина, морошка
Орехи: лесные орехи, грецкие орехи
Травы/специи/лечебные растения и ароматизиторы: укроп, кориандр, хмель, белена, мак, чёрная горчица, хрен, петрушка, мята, ягоды можжевельника, чеснок, болотный мирт
Вспомогательные продукты: льняное масло, конопляное масло, подсолнечное масло, мёд, грибы, морские водоросли
Напитки: тёмное и светлое пиво, эль из местных ингредиентов (клюква, брусника, болотный мирт, тысячелистник, можжевельник, злаки), брага, медовуха, берёзовый сок, вода, молоко, сыворотки, яблочный сидр, солавиндское виноградное вино


По материалам сайтов Скандинавский Стиль и TALA FRÁ ÖL OK MJÖÐR

0

13

.
Брачные обряды
[float=left]http://forumfiles.ru/files/0017/32/92/58808.png[/float] жизни северян брак и связанные с ним обряды занимают значительное место наряду с погребальными, а также обрядами посвящения в шаманы или воины. На Свальбарде традиции бракосочетания едины, хоть и несколько отличаются в разных фюльках. Так, к примеру, в Стылой Долине действо занимает не более одного дня, ведь в этих суровых землях непозволительно надолго терять бдительность, а вот в Изумрудном Фьорде и Седом Бору свадьбу могут гулять неделями. Неизменным остается одно: праздновать начинают в пятницу — день, посвященный Вальфрейе, покровительнице семьи и брака.
Свадьба — важное событие не только для жениха и невесты, но и для их семей, ведь это, прежде всего, союз родов, переход супруги под покровительство новых богов, торжественная церемония, скрепляющая договор о взаимопомощи. В связи с этим за старейшиной рода обычно остаётся решающее слово в вопросах брака, но тем ни менее, поскольку хорошие отношения в семье являются залогом продолжения рода, молодожёны также имеют право голоса. При заключении межкланового брака женщина покидают свой клан и становятся частью клана мужа, принимая покровительство другого божества, оберегающего семью супруга.
Брачевание представляет собой непросто процесс, включающий ряд ритуалов, долженствующих обеспечить благословение богов и покровительство духов.
Всё начинается со сватовства. Семья жениха отправляет к семье невесты самого претендента на руку избранницы, а с ним — нескольких авторитетных членов рода или его близких друзей. В процессе сватовства назначается дата свадьбы, решаются вопросы приданого и имущества, причитающегося молодожёнам, а также вопрос свадебного подарка от семьи жениха, который впоследствии станет личной собственностью невесты, которой она сможет распоряжаться по собственному разумению.
Свадьба, как правило, длится от одних суток до нескольких дней (самые долгие торжества проходят в Изумрудном Фьорде). Брачующихся благословляет Вальфрейя, чьи обережные знаки изображают на церемониальных одеждах молодожёнов. На подоле платья невесты вышивают знаки Вотана и Тунараза, что в будущем должно подарить девушке сильных и здоровых детей.
Свадебныё ритуал начинаются с церемонии передачи меча: жених передаёт будущей жене меч (реже — топор), который должен будет храниться у неё до совершеннолетия первенца. На клинке молодым подносят свадебные браслеты (из золота и серебра — для богачей и знати), которые надевают на правую руку. На браслетах гравируют, как правило, символы рода либо имя жениха. На браслетах конунгов и ярлов изображают тотемных животных — символы фюльков. К примеру, на свадебных браслетах конунга Штормового Взморья и его супруги будет выгравирован спрут. Браслеты являются таким же символом брака, как обручальные кольца у южан.
После обмена браслетами и передачи оружия на пороге длинного дома семьи жениха тот должен внести невесту внутрь на руках. Если неосторожный жених уронит возлюбленную, это будет считаться дурным знаком. После в доме начинается застолье, которое может длиться очень долго.
В первую брачную ночь молодожёнов провожает торжественная процессия с ярко горящими факелами. Это не просто символизирует законность их союза, признание его людьми, но и демонстрирует разницу между законным браком и тайными внебрачными связями.
Месяц, следующий за свадьбой, не просто так называют медовым. В это время муж и жена пьют изготовленный на меду эль и едят медовый хлеб. Такая пища считается священной и должна уберечь новобрачных от происков Тёмного.

http://s1.uploads.ru/t/KN7w0.png
[float=left]http://forumfiles.ru/files/0017/32/92/66576.png[/float]азводы на Свальбарде не приветствуются, однако они возможны и повсеместно распространены. Мужу остаётся всё его имущество, а жена может забрать лишь то, что было преподнесено ей как свадебный дар. Малолетние дети остаются с отцом, достигшие же возраста десяти лет могут сами решать, остаться с отцом или уйти с матерью. Исключения редки.
Развод возможен лишь при определённых обстоятельствах, зато его инициатором может стать любая из сторон. Женщина имеет законное право снять свадебный браслет и требовать развода, если супруг занимается рукоприкладством, не обеспечивает семью, не выполняет супружеский долг, изменяет. Мужчина может требовать развода, если жена не хранит ему верность, не родила в оговоренный срок (или вообще оказалась бездетна), не исполняет свои обязанности в роли хозяйки дома.
В определённых случаях развод осуществляется ярлом фюлька (конунгом в Зимнем Чертоге) и верховным шаманом фюлька (Свальбарда — для Зимнего Чертога) сообща, но чаще — старейшиной поселения.

0

14

.
Свальбардские праздники
https://68.media.tumblr.com/2e9f0018eb6aeb3ea0b00e6f3022cca1/tumblr_nx1y2yPhn21rz0ibfo1_500.gif
[float=left]http://forumfiles.ru/files/0017/32/92/18676.png[/float]алендарь нордлингов, как и в Империи, делится на четыре времени года, хотя в связи с северным расположением континента весна и осень столь коротки, что пролетают практически незаметно. Поэтому, если говорить о сезонных торжествах, праздники в основном делятся на зимние и летние, даже если припадают, к примеру, на время календарной весны.

21—31 октября
Ветрнэтр (Зимние ночи)

Одним из важнейших праздников свальбардского календаря является Ветрнэтр (Зимние ночи). Это праздник начала зимы, который нордлинги отмечают с 21 по 31 октября. Гулянья проходят в ночное время суток и длятся, как правило, до рассвета. Проводятся ритуалы, призванные обеспечить людям защиту во время долгих и суровых зимних ночей, а также задобрить суровую Скади, владычицу холодной зимы.

21 или 22 декабря
Йоль

Важнейшим праздником, знаменующим начало нового года, является Йоль. Празднование начинается в ночь зимнего солнцестояния, самую длинную ночь в году, и продолжается 13 дней и ночей. Клятвы, произнесённые в это время, считаются священными, а нарушивший их будет навечно проклят людьми, духами и богами, а в посмертии отправится в мрачный Хельхейм.
На Йоль принято пить пряный яблочный сидр. В полях разжигают большие костры, рядом с которыми накрывают столы и устраиваются народные гулянья. В этот период женщин благословляют на большое потомство, а растения и домашний скот — на плодородие и плодовитость.
Традиционным подарком на Йоль считаются поздние осенние яблоки, преподнесённые в корзинах из ветвей вечнозеленых растений и высушенных колосьев.

14 февраля
Вали

14 февраля нордлинги отмечают праздник, посвящённый прекрасной богине Вальфрейе, день любви и всех влюблённых. Считается, что дети, зачатые в эту ночь, проживут счастливую долгую жизнь в достатке, окружённые многочисленным семейством.

23 февраля
Торри

Общевоинским праздником считается Торри, праздник бога Тунараза, который отмечается 23 февраля. В этот день нордлинги устраивают воинские состязания в силе, ловкости, скорости, искусстве боя. Заканчиваются торжества большим пиром, на котором принято зажаривать целого бычка. Считается, что его мясо обладает благословением воинственного бога и дарует силу даже немощным старцам.

1 мая
Бьялтан

Бьялтан знаменует начало лета. Это праздник возрождения жизни и возвращения долгожданного тепла, которое окончательно берёт верх над зимней стужей и полярной ночью. В этот день принято разжигать костры на вершинах холмов, что символизирует восходящее солнце, и прыгать через них для ритуального очищения. Между костров проводят скот, чтобы священный огонь очистил и его от зимних хворей. Неподалёку принято устанавливать майское дерево, высокий шест, украшенный лентами. Двери домов украшают ветвями деревьев с молодой листвой или хвоей для защиты от зла и злобных блуждающих духов.

21 июня
Мидсурмар

В самый длинный день в году, день летнего солнцестояния, нордлинги отмечают Мидсурмар. Это праздник плодородия, когда принято выпекать и есть священный хлеб, собранные фрукты и ягоды, домашние сыры, пить молоко и мёд. В этот день запрещены склоки, ссоры и любое кровопролитие, нельзя охотиться и есть мясо. Даже в годы Войны Хладовея в этот день было объявлено временное перемирие.

Альтинг
Альтинг — время, когда уважаемые нордлинги съезжаются в Ноатун на всесвальбардский тинг, где решаются спорные вопросы, судятся, принимают законы и карают преступников. Длится неделю после Мидсурмара.

22 сентября
День Вотана

22 сентября, в день осеннего равноденствия, отмечают День Вотана, общесвальбардский праздник шаманов, когда чествуют тех, кто говорит с духами и сдерживает разрушительную мощь Тёмного, защищая от него Хельверден. Священным напитком этого дня считается хмельной мёд, выпив который, по слухам, можно узреть самих богов.

31 октября
Самайн

31 октября нордлинги встречают Самайн, празднование длится 7 дней. Этот праздник отмечает окончание сбора урожая. Кроме того, эти дни считаются временем особого почитания мёртвых. Самайн — один из самых мистических северных праздников. Считается, что в эту пору умирают люди, нарушившие клятвы, данные в Йоль, а также преступившие запреты (гейсы), установленные шаманами. Духи умерших могут являться потомкам, даже если те не наделены шаманским даром.
Традиционно в эти дни делят собранный урожай, отбирают скот на убой для заготовки зимних припасов.
Во время празднования жгут костры, а опытные шаманы предсказывают будущее по рунам, слушая ветер, бегущую воду, горные обвалы или вглядываясь в пламя священных костров.

0

15

.
Полезные ссылки

Примечание. Информация, доступная по нижеприведённым ссылкам, не обязательна к прочтению, но рекомендуются тем, кто желает углубить свои знания об эпохе викингов, ставшей прообразом Свальбарда, или отдельных её аспектах, касающихся вашего персонажа, и совершить настоящее погружение в антураж, полный примечательных деталей. Уделите немного времени на досуге, и вы не пожалеете. Обращайте внимание на иллюстрации и комментарии под ними.
Некоторые исторические факты могут не соответствовать матчасти игры.

Луки и лучники
Боевая тактика викингов: стена из щитов, сражения на море
Корабли и мореплавание
Драккары морских королей
Одежда и украшения, материалы и технологии
Типы одежды, украшения, женщины викингов
Повседневная жизнь викингов: рабы и свободные, права женщин, домашнее хозяйство
Торговцы и ремесленники, ремёсла
Рунический алфавит и камни
Меры веса, объёма, длины; торговые счётные термины для штучных товаров
Бубен шамана

Книги онлайн
Жаклин Симпсон. Викинги. Быт, религия, культура
Эльсе Роэсдаль. Мир викингов

0


Вы здесь » Свальбард » Мир игры » Энциклопедия Свальбарда


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно © 2007–2017 «QuadroSystems» LLC